Оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.
В связи с изменением в Трудовом Кодексе Российской Федерации, вступившими в силу с 1 марта 2022 года, оценка профессиональных рисков является необходимым и обязательным мероприятием для системы управления охраной труда в организации и на предприятии.
Основанием для проведения процедуры оценки профессиональных рисков являются следующие документы:
– Статья 209, и статья 218 Трудового кодекса Российской Федерации;
– Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»;
– Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»;
– Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»;
– ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
– ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»;
– ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия.
Для разработки пакета документов по оценке рисков потребуется:
- Карточка предприятия с реквизитами организации
- Штатное расписание предприятия
- Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ
- Бланк организации в формате WORD (при наличии)
* В ходе работы может запрашиваться ещё необходимая информация, не указанная выше.
По окончанию работ будут разработаны документы:
- Карты оценки профессиональных рисков на каждую должность в каждом отделе каждого департамента.
- Методика оценки профессиональных рисков.
- Перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
- План управления профессиональными рисками.
- Положение об оценке профессиональных рисков.
- Приказ об оценке профессиональных рисков.
- Приказ о комиссии по оценке профессиональных рисков.
- Перечень реестра опасностей.
- Инструкция по внедрению профессиональных рисков.
БАЗА ЗНАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА - профриски
- Профессиональный риск (согласно ст. 209 ТК РФ) – вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
- Вредный производственный фактор (согласно ст. 209 ТК РФ) – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
- Опасный производственный фактор (согласно ст. 209 ТК РФ) – фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
- Опасность (согласно ст. 209 ТК РФ) – потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
- Управление профессиональными рисками (согласно ст. 209 ТК РФ) – комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
- При обеспечении функционирования системы управления охраной труда (согласно ст. 218 ТК РФ), работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков.
- Опасности (согласно ст. 218 ТК РФ) подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).